ПОВЕДЕНИЕ САМОЛЕТА
Я надеюсь, что вы будете летать осмысленно, а не машинально, как бестолковый Джо, который запоминает только отдельные факты и совершенно забывает о принципах, лежащих в их основе. Поэтому я считаю полезным дать вам общее представление о поведении вашего самолета при изменяющейся плотности воздуха.
Рис. 205. Подъемная сила крыльев вашего самолета при данной скорости прямо пропорциональна плотности воздуха. Взглянув на изображенную здесь кривую, вы легко поймете, что минимальная скорость, при которой подъемная сила достаточна для поддержания самолета в воздухе, увеличивается с высотой. Если вы взлетаете с аэродрома, лежащего на большой высоте над уровнем моря, то минимальная воздушная скорость, необходимая для отрыва, больше, чем при взлете с аэродрома, находящегося ближе к уровню моря.
Рис. 206. С другой стороны, если ваш самолет снабжен мотором без наддува, у которого, как из
вестно, мощность падает с высотой, максимальная скорость самолета будет постепенно уменьшаться с высотой, несмотря на то, что и плотность воздуха также уменьшается.
Рис. 207. Эта кривая показывает вам, что, если вы летите на самолете, снабженном мотором с наддувом, т. е. мотором, развивающим постоянную мощность до своей расчетной высоты, максимальная скорость самолета будет увеличиваться, пока не достигнет наибольшего значения в точке А на расчетной высоте. После этой точки кривая скорости загибается влево, и максимальная скорость уменьшается так же, как на рис. 206.
Рис. 208. Время в минутах, затрачиваемое самолетом на то, чтобы подняться на определенную высоту, зависит от избытка мощности, развиваемой мотором. Так как мощность мотора без наддува падает с высотой, время, затрачиваемое на подъем на каждые следующие 100 м, увеличивается с высотой; в случае мотора с наддувом, мощность которого остается постоянной до его расчетной высоты, время, затрачиваемое на подъем на каждые 100 м, тоже увеличивается, но медленнее, чем при моторе без наддува.
Рис, 209. Скорость подъема в метрах в секунду, с которой ваш самолет может набрать данную высоту, также зависит от избытка мощности мотора. На рисунке вы заметите, что, когда вы летите при постоянном давлении во всасывающем трубопроводе, скорость подъема (вертикальная скорость) увеличивается с высотой, как увеличивается с высотой мощность мотора.
Если вы поднимаетесь при постоянной мощности, кривая либо подобна показанной прерывистой чертой либо еще больше приближается к вертикали. Когда вы достигнете расчетной высоты, вертикальная скорость начинает падать, так как мотор с наддувом приобретает теперь свойства мотора без наддува.
Рис. 210. Эта диаграмма показывает, что на больших высотах для поддержания одной и той же воздушной скорости требуется меньшая мощность мотора, чем на меньших высотах.
Причина этого лежит в том, что с подъемом плотность воздуха уменьшается и, следовательно, уменьшается его сопротивление, для преодоления которого потребуется меньшая мощность.
Рис. 211. Кривая на этом рисунке показывает изменения расхода горючего в час на различных скоростях. Заметьте по кривой «потребной мощности», что расход горючего на очень малых скоростях больше. Это происходит потому, что большой угол атаки настолько увеличивает лобовое сопротивление, что для преодоления его нужна большая мощность. Для наибольшей вертикальной скорости воздушная скорость должна быть несколько больше экономической скорости; для наибольшей дальности, т. е. для того, чтобы пролететь наибольшее число километров на литр горючего, скорость самолета должна быть больше скорости, необходимой для наибольшей вертикальной скорости (вы, конечно, понимаете, что все это только общие указания и что точные данные можно получить только путем изучения летных характеристик определенного самолета).
Из кривой «располагаемой мощности» вы увидите, что вы не можете извлечь из своего мотора большую мощность, чем та, которая показана кривой между точками А ж В.
Чтобы определить максимальную вертикальную скорость данного самолета, надо построить кривые потребной и располагаемой мощностей’ для этого самолета при разных воздушных скоростях. Наибольшая вертикальная скорость будет в точке, где расстояние между этими кривыми наибольшее. На рис. 205 это расстояние указано линией со стрелками С.
Рис. 212. Для пребывания в воздухе в течение максимального времени вы можете и должны уменьшить скорость,’ чтобы сберечь горючее, как показано на рисунке. Если во время полета окажется, что вы должны пробыть в воздухе как можно дольше, непрерывно уменьшайте скорость самолета по мере того, как общий вес его уменьшается благодаря потреблению горючего. Это —общее правило. Для получения наилучших результатов надо проанализировать летные характеристики данного самолета, чтобы определить его экономические скорости при различных нагрузках.